ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА
муниципальное бюджетное учреждение

Централизованная библиотечная система города Гатчины


муниципальное образование
"Город ГАТЧИНА"

Забытые изобретения.

Город и мы » Знаешь ли ты?

 Весной 1911 г. в Петербурге отмечался 75-летний юбилей Царскосельской железной дороги.  Русское техническое общество устроило в столице выставку, «гвоздём» которой была модель гироскопической железной дороги. По одному единственному кольцевому рельсу, проложенному в зале, бойко бегал маленький состав из трёх вагончиков. Пояснения давал сам изобретатель – Пётр Шиловский. Как ни странно, но он не получил никакого специального технического образования. 

Шиловский происходил из старинного дворянского рода, окончил петербургское Училище правоведения. Петр Петрович быстро продвигался по служебной лестнице,  стал губернатором Костромской губернии. Но техника, механика интересовали его больше, чем юридические науки. Шиловский фонтанировал смелыми идеями. Он  начал заниматься гироскопами, находя для них все новые и новые области применения. 
   Незадолго до начала Первой мировой войны на улицах Лондона появился странный автомобиль, подобно велосипеду или мотоциклу  имевший всего два колеса. На открытых сиденьях свободно размещались шофер и три пассажира. Это был первый в мире гироскопический автомобиль, «гирокар», как называли его англичане. Шиловский построил его на автомобильном заводе «Уолси». Первая мировая война помешала  ему вывезти гироскопический автомобиль в Россию. Война была уже в разгаре, когда Шиловский предложил снабжать гироскопическими устройствами корабельные орудия. Появились проекты гироскопической пушки  и успокоителя качки корабля. Он создал гироскопический указатель курса для кораблей и самолётов, так называемый «ортоскоп». В Петрограде стараниями изобретателя было налажено опытное производство таких приборов. Они успешно испытывались в море и в воздухе на самолёте - гиганте «Илья Муромец». 
    Шиловский сумел убедить военное ведомство в целесообразности прокладки гироскопической железной дороги Петроград – Гатчина протяжённостью около сорока  километров. Строительство однорельсового пути, утверждал Шиловский, будет намного дешевле по сравнению с постройкой обычного, а движение по монорельсу окажется более  плавным.  Скорость  гиропоезда 150-200 км/ч. Экспериментальный состав должен был состоять из двух вагонов, каждый  на полусотню пассажиров. 
   «Петроградская правда» сообщала в августе 1921 года: «Закончены подготовительные работы по постройке  однорельсовой железной дороги Петроград – Гатчина. Разработаны все необходимые проекты и схемы, имеются материалы, продовольствие и рабочая сила. Постройка дороги начнётся в ближайшие дни. Однорельсовая дорога Петроград – Гатчина явится самым крупным опытом подобного рода в мире».
   Строительство, действительно, началось. Удалось проложить часть пути, около 12 километров, примерно четвёртую его часть, от Царского Села до Средней Рогатки. Но положение в стране с каждым днём становилось всё тяжелее. Строительство необычной железной дороги оказалось явно не ко времени, и в 1922 году все работы были прекращены.



↑ Наверх