ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА
муниципальное бюджетное учреждение

Централизованная библиотечная система города Гатчины


муниципальное образование
"Город ГАТЧИНА"

Ваш ребёнок – школьник. Рекомендательный список литературы для родителей.

Читалка » Что читаем? Рекомендательные списки
    Снова в школу. Снова появятся волнения, как будет ребёнок учиться, какие взаимоотношения сложатся с одноклассниками, с учителями? Как пробудить в ребёнке интерес к чтению, без которого невозможно накопление знаний и расширение кругозора? Как научить самостоятельности и ответственности? Чем занять ребёнка во внеурочное время?  Вопросы, вопросы, вопросы…
   Представленные в рекомендательном списке книги помогут родителям и учителям найти способы адаптации детей в школе, выявить сложные для понимания темы учебной программы и подскажут методику их усвоения учениками. Представят некий спектр внешкольных занятий по интересам. Раскроют способы приучения детей к чтению.

 Гусев А. П.Ваш ребёнок – школьник. / 2012.
    Справочник профессионала-юриста окажет вам квалифицированную помощь в подборе учебного заведение именно для вашего ребёнка.
    Из справочника вы узнаете, какие требования предъявляются к образовательным учреждениям, как проходит их государственная аттестация и аккредитация, какие образовательные услуги относятся к основным,  какие к дополнительным, какие - к платным, а какие к бесплатным. Автор справочника подробно рассматривает условия (сведения), которые должны содержаться в договоре об оказании платных образовательных услуг, на какие пункты договора нужно обратить особое внимание, чтобы не попасть  впросак. Раскрывает права и обязанности исполнителя и потребителя, предостерегает от типичных нарушений законодательства при составлении договора. В конце книги приведены образцы заполнения претензий, жалоб, исковых заявлений. Такое практическое пособие, несомненно, повысит уровень ваших правовых знаний.

   Зотова Н.В. Всё о выживании в школе. / 2010.
Книга написана для школьников, но её с интересом прочитают и взрослые, т. к. она затрагивает проблемы, которые волнуют не только детей, но и  их родителей:  как построить отношения с одноклассниками и учителями;  что делать, если отношения не складываются;  откуда приходит нежелание учиться и как сделать так, чтобы учиться стало легко;  как повысить успеваемость.
   Советы психолога помогут справиться с застенчивостью, плохим настроением, остановить обидные дразнилки. Ответят на вопрос, что делать с собственной неуверенностью и страхом общения. А различные тесты выявят тонкости характера вашего ребёнка, его способности, степень коммуникабельности.
   Прочитайте книгу сами, подождите, когда её прочтёт ребёнок и обсудите с ним темы, которые вас волнуют. Это позволит не оставлять ребёнка наедине с его проблемой.

Дженис-Нортон Н.  Перестаньте кричать, заставлять и упрашивать, или Домашнее задание без слёз и нервотрёпки. / 2014.
    В каждом классе есть ученики с высокими способностями, быстро справляющиеся с любыми, даже сложными, заданиями, и ученики, имеющие трудности с обучением. Им нужно больше времени на запоминание и освоение учебного материала. Но учитель не имеет возможности уделять таким детям больше времени в течение урока или обучать их по особой, упрощённой программе. Эти дети, не усвоив до конца более лёгкий материал, не могут в должной мере понять новый, более трудный. Они начинают отставать от сверстников по уровню знаний, теряют уверенность в себе и не хотят учиться дальше. Они чувствуют себя неудачниками и испытывают разочарование, опускают руки.
      Эта книга рассказывает о том, как с помощью домашних заданий, вы, родители, поможете своему ребёнку добиться успеха. Ваша работа будет заключаться в том, чтобы сформировать у ребёнка полезные привычки и разбить весь процесс обучения на маленькие и доступные ему микронавыки. (Целый перечень полезных привычек и навыков приведён в книге). 
   Кроме того, родители должны взять на себя ежедневный контроль за выполнением домашних заданий, чтобы выявить пробелы в знаниях, улучшить академическую успеваемость ребёнка, развить его полезные привычки, ответственность, повысить его уверенность в себе и мотивацию, что позволит добиться успеха не только в школе, но и во всех сферах жизни.
      Приведённые в книге практические рекомендации, помогут систематически выполнять уроки без криков и слёз.

   Кузнецова Ю. Расчитайка. Как помочь ребёнку полюбить чтение. / 2018 
   «Современные дети ничего не читают! Надо их приучить, заставить!» - слышим мы со всех сторон или даже сами так говорим. 
   Но как «приучить», почему именно «заставить», а почему не увлечь чтением так, чтобы эта привычка стала неотъемлемой частью жизни ребенка? 
   А вот как увлечь чтением? Этот вопрос стал главным для автора книги 
  На опыте приучения собственных детей к чтению автор показывает, сколько выдумки, терпения, изобретательности и творческих способностей пришлось ей применить, чтобы передать свою увлечённость книгами детям.  От заучивания букв, создания собственной «детской» библиотечки, оформления плакатов с забавными текстами про самих детей, до «уголка для чтения», ежевечерней сказки на ночь, создания почтовой переписки между членами семьи, ежегодного посещения различных книжных ярмарок и походов в библиотеку…  Читать с удовольствием – вот главная задача, которая была поставлена автором перед собой в процессе приучения детей к чтению.
      Читая книгу Ю. Кузнецовой, родители найдут ответы на различные вопросы: обсуждать ли прочитанное с детьми; до какого возраста читать детям вслух; как выбирать книги, которые ребёнок полюбит. Чтобы долго их не искать, автор приводит в тексте списки книг, которые, несомненно, понравятся ребятне.

Лиф М. Зачем уметь читать? - Перевод с англ. Рисунки автора. / 2017.
     Как часто мы, родители, сталкиваемся с проблемой, что ребёнок не хочет читать. Даже приложив много усилий и использовав всё своё красноречие, не сможем доказать пользу чтения, потому что мы с вами не профессионалы,  способные найти такие слова и образные примеры, которые переубедят наших упрямцев.
    Одним из таких ярких педагогов можно назвать американского писателя и  художника-иллюстратора детской литературы Монро Лифа (1905-1976). Книга «Зачем уметь читать?» вышла в далёком 1953 году, и с тех пор постоянно переиздаётся на всех континентах, на разных языках мира. Остроумный текст с весёлыми иллюстрациями автора ненавязчиво приводит читателей к важному открытию: чтение – неисчерпаемый источник знаний и фантазии, без которого невозможно творческое развитие человека. А ещё – это ни с чем несравнимое удовольствие! Книги знакомят нас с великими людьми, чьи достижения помогли сделать наш мир лучше и понятнее. Из книг мы узнаём события прошлого, ориентируемся в настоящем и можем улетать в будущее в своих самых смелых фантазиях.  Среди книг мы находим самых верных друзей, которые ведут нас по жизни, учат добру, порядочности, великодушию, смелости, верности выбранной цели.
«Книги – наше истинное счастье» - утверждает Монро Лиф.
   Если ваш ребёнок ещё не умеет читать, вы сами с удовольствием прочтёте эту книгу для него. А для умеющих читать это не составит никакого труда, так как книга напечатана очень крупным шрифтом! Да и примеры, приведённые в книге в пользу чтения, увлекут вашего нечитайку. 

   Лэйхи Л. Дар неудачи. Отпустите детей – и они сами справятся./ 2019.
Ошибки и промахи детей – необходимая неизбежная часть взросления.
Забытый дома дневник или поделка, учебник или тетрадь с домашним заданием, спортивная форма или сменная обувь – всё это элементы воспитания в нём организованности, внимания и ответственности. 
   Родители должны избавить ребёнка от гиперопеки, иначе он никогда не научится организовать себя, своё пространство, будет убеждён, что всё это должны делать родители, а не он сам.
   Процесс воспитания в детях ответственности, собранности и самостоятельности  учитель должен вести совместно с родителями. Тогда этот период пройдёт для детей  быстрее,  с наименьшими «потерями» для их психики и на всю жизнь определит его отношение к своим обязанностям, которые он должен будет выполнять и во взрослой жизни.
   Автор книги утверждает: «постоянно напоминая, помогая и контролируя, вы избавляете ребёнка от завтрашней двойки. Но на самом деле вы скорее мешаете ему вырасти уверенным в себе, ответственным, самостоятельным, умеющим защищать свои интересы взрослым»
    Пусть ребёнок учится сам на своих ошибках, сам отвечает за них, не надеясь ни на кого. «Подарите своим детям дар неудачи» - основная мысль книги американского преподавателя, просветителя, писателя и матери двоих детей Джессики Лэйхи, которая каждый день боролась с искушением подсказать, помочь, проконтролировать, но, всё-таки справилась с этим и смогла вырастить успешных людей.
Королёва А. Пора в школу. Самоучитель для родителей. / 2013
  Скоро ваш ребёнок отправится в первый класс! Это радостное и одновременно настораживающее событие. Как он приживётся в новой для себя среде, подружится ли с одноклассниками, найдёт ли взаимопонимание с учителем? Эти и многие другие вопросы, уверены, терзают вас уже не один месяц!
      Как облегчить адаптацию ребёнка в новых для него условиях, как не отвратить от учёбы, помочь наладить общение в классе, заодно и родителей научить правильно реагировать на все эмоциональные всплески детей, направлять эти эмоции в нужное русло поможет книга психолога Анны Королёвой.
     В этой книге, кроме советов, основанных на профессиональном и личном опыте, даются психологические тесты и упражнения для родителей, которые помогут всей семье пережить типичные сложности начала школьной жизни.

Револь О. Ничего страшного: неуспеваемость излечима! / М. 2009.
     Книга детского психиатра Оливье Риволя поможет отчаявшимся родителям сделать так, чтобы школьные годы ребенка перестали быть непрерывным кошмаром, вернуть ребёнку веру в себя, доказать, что не всегда он виноват в своих неудачах, и снабдить его руководством к действию. За каждой плохой оценкой скрывается то, что можно определить. Возможно, что ребёнок вовсе не виноват в своих плохих отметках. Он хочет избавиться от них, но ничего не может поделать. И, если к неуспеваемости относиться как к болезни, то её можно объяснить и – вылечить! Для этого надо рассмотреть личность ребёнка в комплексе, со всех сторон – социальной, психической и физической. Необходимо выявить корни зла, чтобы помешать им разрастись, чем и занимается доктор О. Револь.
    Основываясь на своём богатом опыте врача-практика, доктор рассказывает в книге о том, как адаптировать к жизни в обществе детей, страдающих школьной фобией, дислексией, дизорфографией, склонных к гиперактивности. «Мы не хотим сделать из всех отличников – нет, просто учеников, способных учиться в школе и получить обязательное образование» - пишет в своей книге О. Револь.
    В этой книге вы найдёте серию тестов, методик, положенных в основу междисциплинарного медицинского подхода к школьной неуспеваемости, которые помогают своевременно выявить у ребёнка тревожные сигналы и принять меры. 

Спок Б. Школьные годы от доктора Спока. / 2008.
Предлагаемая вашему вниманию  книга включает в себя лучшие советы величайшего педиатра. В этом сборнике обсуждаются самые разные темы, которые помогут правильно общаться с уже подросшим малышом, позволят лучше понять ребёнка школьного возраста и помочь ему адаптироваться во взрослом мире. Детские страхи и гнев, борьба со стрессом, приучение к ответственности и дисциплине, учёба, давление со стороны сверстников, любовь, секс, СПИД, проблемы приёмных родителей и многое другое ярко, доступно и на конкретных примерах отражено в этой книге. 
   Доктор Спок настаивает на необходимости прививать детям  ответственность к своим обязанностям, умение отдавать и делиться. Особо он подчеркивает значение духовных ценностей - великодушия, доброты, равноправного общения, честности, творчества, красоты,  любви…
     Два раздела книги посвящены дисциплине и социальному развитию. 
     В последнем разделе автор затрагивает тему образования, которое, как он утверждает, не должно ограничиваться одной лишь школой. Образование – это ещё и взаимодействие с родителями, а также с ровесниками.  В центр образовательной системы доктор Спок ставит тёплые, уважительные отношения между учителем и учениками.  Такие же доверительные отношения должны быть и в семье.   

Фабер А, Мазлиш Э.  Как говорить с детьми, чтобы они учились. – 2014. 
     
    Как развить интерес ребёнка к учёбе? Как достичь взаимопонимания, не прибегая к наказаниям и угрозам? Как помочь ему наладить отношения с одноклассниками, приучить к дисциплине и ответственности?  Эти и многие другие вопросы волнуют практически всех родителей школьников.
   Авторы книги – известные во всём мире специалисты по общению с детьми – создали уникальную методику, основанную на их личном профессиональном опыте и наглядных примерах сотен учителей разных стран. Книга написана таким лёгким, доступным для глубокого понимания проблемы языком, что буквально с первых страниц захватывает и погружает в этот сложный, но, становящийся очень быстро понятным, мир взаимоотношений учителя и ученика, ребёнка и родителей.
    Повествование в книге ведётся от лица начинающей свою педагогическую деятельность учительницы, которая столкнулась с нежеланием учеников не только учиться, но даже слушать учителя на уроке. Лиз Ландер – так зовут этого вымышленного персонажа – очень переживает, что никак не может завладеть вниманием класса. Ищет и не может найти способы мотивировать детей на учёбу. Ей на помощь приходит коллега, которая предлагает воспользоваться методикой  Адель Фабер и Элейн Мазлиш.
   Эта книга буквально стала палочкой-выручалочкой для Лиз. Постепенно изменив свой подход к общению с учениками, она находит с ними общий язык, она видит, что и дети стали к ней относиться совсем по-другому, как к человеку, понимающему их проблемы, их страхи, их сомнения и тревоги. 
   Авторы напоминают читателям, что детские проблемы ничуть не менее серьёзны, чем взрослые. Дети, как и взрослые, хотят, чтобы их кто-то выслушал и с пониманием отнёсся к их трудностям. Ведь они со всеми проблемами сталкиваются впервые,  и у них нет опыта преодоления этих проблем. Мы, взрослые, должны им помочь, научить самодисциплине, ответственности, преодолению трудностей, взаимодействию с одноклассниками, побудить к творчеству. Не забывать вовремя похвалить ребёнка, а критиковать, не унижая его достоинства.

Черницкий А. , Бирюков В. Ребёнок пошёл в школу: чего ждать, что делать, чем помочь. От 7 до 10  / 2013.
      Предельно доходчиво и лаконично авторы помогают разобраться не только с организацией учёбы, но и досуга, занятий спортом, открывают тайны дружбы и любви, помогают грамотно подойти к половому воспитанию и разрешению различного рода конфликтов.
    Чем руководствоваться при выборе школы, почему нельзя делить школьные предметы на важные и неважные, как общаться  с учителями, как разобраться, почему ребёнок не хочет ходить в школу? 
    Авторы подскажут родителям, как заинтересовать ребёнка в необходимости получения как можно более разнообразных знаний. Ведь это не только повысит авторитет ребёнка среди сверстников, но и даст возможность ему быть конкурентоспособным при выборе профессии или при получении престижного рабочего места.
       «Праздность – прямая дорога если не к преступлениям, то к курению, выпивке, наркотикам и невежеству», - утверждают авторы.  Почему очень важно предельно загрузить подростка, помимо учёбы, дополнительными занятиями (например, в кружках, спортивных секциях или изостудиях) так, чтобы у него не оставалось времени слоняться без дела. При этом, загружая своё чадо разнообразными, дополнительными занятиями, родители должны выяснить, какой тип нервной деятельности присущ именно их ребёнку. То, что с лёгкостью сделает холерик, будет с большими физическими усилиями и с большим нервным напряжением делать флегматик или меланхолик. Помните! Темперамент изменить невозможно! Учитывайте это при подборе дополнительных занятий. Идеальный вариант, если ребёнок будет заниматься в кружке или секции с удовольствием и увлечением!

Касьянова А.Н.

↑ Наверх