ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА
муниципальное бюджетное учреждение

Централизованная библиотечная система города Гатчины


муниципальное образование
"Город ГАТЧИНА"

Подвесная дорога.

Город и мы » Знаешь ли ты?

В мае 1900 года гатчинцы увидели первую в мире подвесную электрическую дорогу. Спроектировал и построил её талантливый русский инженер И.В. Романов. Ещё в 1897 году Русское Императорское техническое общество на выставке в Петербурге в здании сельскохозяйственного музея продемонстрировало действующую модель подвесной монорельсовой электрической железной дороги размером в 74 см с одним движущимся вагончиком. Автором модели был инженер Ипполит Владимирович Романов. Выставка имела огромный успех, изобретатель приступил к разработке проекта опытного образца дороги. К весне 1900 года проектирование было закончено, и Романов подал на имя вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны прошение о дозволении построить в Гатчине вблизи дворцовой электростанции опытный участок дороги.
Вот что по этому поводу сообщала газета «Новое время» от 27 июня 1900 года:
«В Гатчине только что окончена постройка интересной новинки – подвесной дороги. Испытуемая в Гатчине система И. Романова в теории решает следующие задачи: во-первых, безопасность движения, так как сход с рельсов в силу особенности конструкции невозможен; затем быстроту движения, которую в силу безопасности дороги свободно можно довести до 200 вёрст в час. Далее движение происходит выше уровня земли, так что может совершаться без всякого риска с большой скоростью в самых густонаселённых пунктах».
Строительство велось на участке между Гатчинским дворцом и Балтийским вокзалом. Подвесная дорога представляла собой ряд решётчатых железных столбов в форме буквы «Г», на которых были уложены стальные фермы со стальным рельсом. По рельсу катились колёса тележки с подвешенным к ней вагоном. Открытый вагончик на 20 пассажиров двигался с помощью электродвигателей по замкнутой кривой протяжённостью 200 метров. Во время испытаний и демонстрации дороги вагон двигался плавно, без рывков и толчков, хорошо преодолевая подъёмы. Монтаж электрооборудования подвесной дороги и прокладку питающей линии электроснабжения от дворцовой электростанции выполнял персонал самой электростанции под руководством заведующего И.Г.Миронкова и под надзором инженерамеханика МИД Л. Шведа.
Дорога инженера Романова успешно выдержала испытания и была рекомендована для демонстрации на международной выставке в Париже. На испытании присутствовали члены царской фамилии. Инженеру было обещано оплатить расходы по постройке дороги.
В дальнейшем, к сожалению, это изобретение было незаслуженно забыто. Тринадцатилетняя переписка И. Романова с дворцовым управлением не увенчалась успехом. И. В. Романов вернулся к прежнему своему занятию – конструированию электрических экипажей, которым он увлекался ещё с конца 1880-х годов.


Суховеева Н.


↑ Наверх