ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА
муниципальное бюджетное учреждение

Централизованная библиотечная система города Гатчины


муниципальное образование
"Город ГАТЧИНА"

Сила чувств и красок 170 лет со дня рождения Фёдора Васильева.

Город и мы » Знаешь ли ты?

  Автор проникновенных пейзажей Фёдор Васильев вспыхнул блестящей звездой на небосклоне русской живописи. Он родился в Гатчине. Здесь прошло его детство. Судьба уготовила ему всего двадцать три года жизни, но как невероятно много он сумел сделать за столь короткий срок. Природа наделила его огромным талантом. Он покорял всех своим живым  умом и бескорыстно щедрой душой. Казалось, что ему всё даётся легко, но за видимой лёгкостью стоял постоянный упорный труд. В Петербурге в маленьком одноэтажном домике на Семнадцатой линии Васильевского острова  писал  он свои первые картины. Много и подолгу изучал Васильев природу, утверждая, что без любви к ней невозможно полное счастье. Художник считал, что если бы удалось создать картину, состоящую из одного неба, то люди, глядя на неё, становились бы лучше. Перед его холстом, особенно когда он писал облака, в изумлении  останавливались Крамской и  Репин.

   И вот появляется его знаменитая картина «Оттепель».  На конкурсной выставке Общества поощрения  художников (1871г.) картина получила первую премию и была представлена на первой выставке передвижников, а  затем отправилась на Всемирную выставку в Лондон. Не менее знамениты его полотна: «Перед грозой», «После дождя», »Мокрый луг», «В крымских горах»… Последние годы Васильев провёл в Крыму. Из окон его дома открывался вид на море, горы, пышные  южные красоты. А скучал он по родным краям, по прохладному влажному лесу, по лугу непросохшему от дождика, по широкому необъятному небу. В душе он знал, что никогда больше не увидит родные  края.
   О Васильеве написаны книги, статьи. О нём можно прочитать в воспоминаниях русских художников И. Крамского, И. Репина, И. Шишкина. В них он предстаёт перед нами как незаурядная личность, большой художник.
   Творчеству живописца в Третьяковской галерее в Москве и в Русском музее Петербурга отведены целые залы. В произведениях подлинного мастера остались жить красота и его талант. От встречи с его картинами, самому хочется попасть в те места, которые  изобразил художник.

  В восемнадцать лет Фёдор Васильев стал признанным художником. Его картины о скромной, но пленяющей природе русских полей, лугов, деревенек, лесов стали частицей красоты. У него был свой стиль. Как сквозь магический кристалл открывал он для себя, то мимо чего проходили другие. 

Н.Г.Суховеева.


«Быстро развившись, мгновенно он вспыхнул блестящей звездою. Но блеск её яркий остался навеки». Эти слова высечены на скромном надгробном памятнике до обидного рано ушедшего из жизни русского художника Фёдора Васильева. Ему было всего 23 года…

   Как будто предчувствуя свой ранний уход, Васильев торопился жить, как можно больше сделать, заявить о себе, утвердиться, заставить о себе говорить… И, да! О его необыкновенном таланте заговорили после первых же картин! Сам  И. Н. Крамской приходил в восторг от его полотен, мог часами сидеть напротив картины и вглядываться, как выписаны  свет и тени пейзажа. 

   Ему только восемнадцать лет, а он уже признанный пейзажист. Он не романтик, а скорее ведун – ведал о том, о чём другие даже не догадывались. Он приходил к природе, когда она разговаривала наиболее откровенно, драматично, тревожно, являла свои тайны, свой характер, - в самые переломные моменты бытия. Это поистине доверительный диалог человека и природы. («Заброшенная мельница», «Перед дождём», «Мокрый луг», «Оттепель») 

   Смертельная болезнь захватила его. Пришлось покинуть Петербург и уехать в Крым. Теперь тематика его картин – крымские пейзажи: «Крымские горы», «На берегу моря», «Прибой», «Крым. Ясно», «Вечер в Крыму» и т.д. 

   Невзирая на смертельную болезнь, каждый день, теряя силы, он беспрерывно работал, совершенствуя своё мастерство художника-пейзажиста. Вот какие строки написал ему, 23-летнему молодому человеку, великий художник И. Крамской: «После Вашей картины («Крымские горы») все картины – мазня и ничего больше. Вот куда Вы хватили. Понимаете ли Вы теперь, как важно для Вас самих, какая страшная ответственность Вам предстоит только от того, что Вы поднялись почти до невозможной, гадательной высоты. Кроме того, Ваша теперешняя картина меня лично раздавила окончательно. Я увидел, как надо писать…».

   Ф. Васильев был талантлив не только в живописи. Он самоучкой научился играть на фортепьяно и скрипке. Видно, что тяга к музыке ярко проявлялась практически в каждом его пейзаже. «Другой раз ночью так ясно льётся какой-нибудь мотив, притом не один голос, а целые комбинации и переходы в тоны, так ясно, что сядешь и слушаешь, и рвёшься к инструменту, да совестно перебудить весь дом» - записал как-то художник.

   Всего полгода до смерти. А он всё думает о будущем, о своем пути, о предназначении художника очистить, переродить человеческую душу. Он мечтал о своих новых работах, которые будут «выше прежних картин и будут носить платье, совершенно непохожее на прежнее».

  Родился художник 22.02.1850. в Гатчине.  Умер 24 сентября 1873 года, похоронен в Ялте.

А.Н.Касьянова



↑ Наверх